Государственное регулирование занятости
Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.
Государственная система управления трудовыми ресурсами включает совокупность органов государственной, исполнительной и судебной власти. Задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются:
Принятие законов
Контроль за их исполнением
Выработка и реализация политики в области занятости
Регулирование занятости, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда
Регулирование конфликтных ситуаций и организации труда.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения в области трудовых отношений.
Судебные органы осуществляют разрешении споров и конфликтов, обеспечивают реализацию государственной политики в области трудовых отношений.
Одной из функций органов исполнительной власти предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, субсидирование создания новых рабочих мест и т. д.
Активная политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, сколько прежде всего поощряет активность каждого человека, направленную на поиск рабочего места, что в свою очередь сокращает его зависимость от политики поддержки доходов за счет социальных выплат, уменьшает зарплаты государственного бюджета, снимает напряженность в обществе, увеличивает производительность труда, способствует структурной перестройки экономики.
Промышленно развитые страны свое внимание к активной политике на рынке труда подчеркивают выделением значительной доли финансовых и материальных ресурсов в пользу этих программ.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты - социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.
Особое место в регулировании рынка труда занимает биржа труда, являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.
Еще статьи по экономике
Рынок земельных ресурсов и земельная рента
Рыночная система - сложное образование, поэтому существует несколько
критериев разграничения ее структурных элементов.
Наиболее часто для классификации рыночных структур применяется кр ...
Пути повышения эффективности использования основных средств организации на примере РУП СКТБ Металлополимер
Важнейшей составной частью национального богатства,
важнейшим элементом экономического потенциала страны выступают основные
средства. Объекты основных фондов составляют основу любого про ...
Совершенствование оценки эффективности инвестиций
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до
2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта
энерго-сырьевых ресурсов, вследствие ...