Наука в системе государственных приоритетов
В последнее десятилетие доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции страны снизилась до 4,8% (против 30-40% в конце 1980-х гг.). Доля инновационно-активных предприятий в России не превышает 10% (в конце 1980-х гг. - 60-70%). Вместе с тем по мере активизации государства обозначились и отдельные положительные моменты: торговля технологиями с зарубежными странами постепенно развивается и входит в цивилизационные рамки. С 2001 по 2007 г. число лицензированных соглашений на поставку (экспорт) отечественных технологий выросло в 1,3 раза, а их стоимость возросла в 1,6 раза.
Но в целом национальная инновационная система пока еще не обеспечивает эффективного государственного управления инновационной деятельностью, а отдельные разрозненные составляющие (объекты инновационной инфраструктуры) - ее комплексного развития. Выделяемые государством денежные средства на проведение НИОКР по приоритетным инновационным проектам недостаточны. Негативные тенденции могут быть преодолены только при ускоренном принятии на государственном уровне нормативных правовых актов и создании механизмов, обеспечивающих комплексное решение проблем, связанных с вовлечением в хозяйственный оборот прав на результаты научно-технической деятельности и созданием системы управления этими правами:
проведением последовательной государственной инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы, включающей правовые, экономические и организационные меры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленные на стимулирование и повышение экономической эффективности инновационной деятельности;
созданием системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечением государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры;
устранением противоречий в нормативных правовых актах, касающихся учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов предприятий, совершенствованием системы бухгалтерского учета нематериальных активов организаций научно-технической сферы и действующих стандартов;
- определением порядка распределения, закрепления и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета, разработкой системы действенных правовых норм, регламентирующих передачу исключительных прав, и контроля за их использованием;
- обеспечением инновационного преобразования отраслей промышленности и национальных интегрированных структур путем увеличения выделяемых на это государственных ресурсов в масштабах экономики страны и организации системы государственных целевых программ;
введением механизма, обеспечивающего исполнение принятых обязательств по внебюджетному финансированию НИОКР и производству инновационной продукции исполнителями государственных контрактов.
Совершенно очевидно, что в ответ на вызовы настоящего и будущего в образовании и науке должны произойти кардинальные перемены, направленные на повышение их конкурентоспособности, увеличение вклада в решение стратегических задач развития, создание модели общества и экономики развития, основанных на знании. Первостепенной задачей является повышение качества высшего образования. Для этого необходимо, во-первых, развивать и базировать высшее образование на основе научных исследований; во-вторых, вернуть и повысить престиж научного и педагогического труда на основе значительного повышения его оплаты и существенного увеличения финансирования науки и образования; в-третьих, радикально обновить материально-техническую и технологическую базу науки и образования, что позволит использовать современные образовательные технологии, интегрироваться в систему транснационального образования и успешно конкурировать на международном образовательном рынке; в-четвертых, в целях востребованности науки и образования начать реализацию стратегии не просто диверсификации экономики, а создания наукоемкой экономики.
Здесь можно подчеркнуть: на годы неправомерно откладывается приведение к мировым стандартам уровня финансирования науки, образования и здравоохранения, а также повышение нормы накопления до уровня быстроразвивающихся стран. Откладывание этих мер еще на несколько лет приведет к углублению тенденций деградации российской науки и образования и тем самым критически затруднит осуществление неоиндустриальной модернизации.
Еще статьи по экономике
Оценка эффективности деятельности судостроительного завода в соответствии с имеющимися исходными данными
Исходные данные
На начало расчетного года в постройке находится судно проекта 0893. Порядковый номер судна в серии - 3. Процент его технической готовности - 50%.
Дополнительный проект: 1412
Таблица ...
Расчёт и оценка основных технико-экономических показателей деятельности ООО Алия
Комплексное, успешное развитие экономики нашего, государства, региона и управление отдельно взятым промышленным предприятием предполагает наличие базовых знаний во всех областях экономической науки.
...
Макроэкономические модели открытой экономики. Плавающий обменный курс
Макроэкономика
- это раздел экономической теории, который исследует экономику, как целостную
систему, формирует цели экономической политики и определяет экономические
инструменты, необх ...