Обобщающие показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия
МЕ = М/П, где:
М - затраты сырья, топлива, материалов, энергии и др.;
П - объем производства. /5.205/
Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Показатель характеризует отдачу материалов, т. е. свидетельствует о том, сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.).
Чем лучше используются сырье, материалы и другие материальные ресурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача. Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшить использование предметов труда, сокращать отходы, не выпускать бракованных и низкокачественных изделий, не допускать потерь материальных ресурсов, использовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качество продукции. /1.81/
Показатель затрат на один рубль товарной продукции
Затраты на один рубль товарной продукции характеризует выполненные расходы для изготовления продукции на один рубль. Определяется по формуле:
З1руб ТП=С/с полная/ТП, где:
З1руб ТП - затраты на один рубль товарной продукции;
С/с полная - полная себестоимость, руб.;
ТП - товарная продукция, руб
.2.5 Обобщающие показатели рентабельности
Рентабельность - относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании./7.229/
Рентабельность продукции (издержек) - отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (С/Сполная):
Рпр = Пр / С/Сполная * 100% /9.50/
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Рентабельность продаж - отношение прибыли от реализации (Пр) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции (В):
Роб = Пр / В * 100%
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рентабельность имущества предприятия - отношение чистой (или валовой) прибыли (Пч) к средней величине имущества предприятия (активов) (Аср):
Рим = Пч / Аср * 100%
Показатель рентабельности активов позволяет судить о том, насколько эффективно в организации используются имущество (основной и оборотный капитал) или весь инвестированный капитал. Низкий уровень показателя рентабельности капитала по сравнению с этим показателем у других организаций позволяет сделать вывод о том, что в организации имеет место перевложение капитала в активы или отсутствует спрос на производимую и реализуемую продукцию (товары). Рентабельность собственных средств предприятия - отношение чистой (или валовой) прибыли (Пч) к средней стоимости собственных средств предприятия (Ссоб):
Рсоб = Пч / Ссоб * 100%
Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Самый значимый показатель деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет распределена между владельцами (акционерами) предприятия./13/
Практический раздел
В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой и денежно кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить политику выживания, т.е. ограничиваться решением текущих, сиюминутных финансовых проблем. Подобная реакция на неопределенные макроэкономические установки властных структур порождает конфликт интересов предприятий и государства, собственников и менеджеров, обуславливает противоречие между ценой внешних заимствований рентабельностью производства, доходностью собственного производства и фондового рынка.
Еще статьи по экономике
Экономическая психология
экономическая психология поведение
деньги
Экономическая
психология - это психология субъекта хозяйственных отношений. Закономерности
психического отражения хозяйственных отношений состав ...
Создание нового предприятия расчет экономических показателей и их обоснование
В рыночных условиях хозяйствования предприятие объективно
становится основным звеном экономики. Оно не только производит продукцию,
пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие ме ...
Расчёт участка механического цеха в условиях серийного производства
Современное машиностроительное предприятие представляет собой сложный производственно-хозяйственный комплекс, в распоряжении которого находятся здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и мате ...