Антиинфляционная политика
ü Учетная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом, получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
ü Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
ü Валютное регулирование осуществляется путем проведения валютных интервенций ЦБ РФ, т. е. купли-продажи иностранной валюты на межбанковском и биржевом рынках с целью воздействия на курс рубля. Центральный банк покупает за счет золотовалютных резервов национальную валюту - повышая на нее спрос, а, значит, курс рубля будет увеличиваться. Увеличение курса национальной валюты способствует расширению импорта продукции.
ü Рефинансирование банков заключается в кредитовании Центральным банком коммерческих, в том числе переучет векселей. Таким образом, через кредитование происходит поддержание ликвидности банков.
ü Установление ориентиров роста денежной массы. Количество денег в обращении регулируется по средством установления денежного агрегата (М2).
ü Прямые количественные ограничения - установление максимальных ставок по отдельным видам операций и сделок, ограничение и замораживание процентных ставок. Прямые ограничения применяются в исключительных случаях, после проведения консультаций с Правительством.
Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушением платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия ("перегрев экономики") можно, главным образом, монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.
В качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией иногда проводят так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.
Оппоненты политики цен и доходов считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому политика цен и доходов может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования 'политики цен и доходов' даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.
Еще статьи по экономике
Финансовая система и финансовая политика государства
Финансы - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной
экономики, а также необходимой пред ...
Причины возникновения экономических кризисов и возможные пути выхода
Как известно, современное общество стремится к постоянному
улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый
экономический рост. Однако наблюдения показывают, ...
Основной капитал, его воспроизводство, инвестиционная и амортизационная политика в условиях НТР
Целью работы является определить значение основного капитала в
деятельности предприятия, определить факторы его эффективности и использования.
А так же исследование амортизационной и инв ...