Характеристика критериев и факторов, влияющих на конкурентоспособность розничных торговых предприятий
Специфика розничных торговых предприятий состоит в многогранности их деятельности на рынке потребительских товаров и особой роли в экономике муниципального образования. В соответствии с ГОСТ Р. 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
Предприятие розничной торговли - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль для выполнения своих финансовых обязательств и максимально полного удовлетворения потребности потребителей.
Под критерием понимают признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Показатель - данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии дел предприятия на определенный период времени, в конкретных рыночных условиях.
Поэтому основными критериями конкурентоспособности следует считать эффективность процессов купли - продажи, финансовое положение субъекта розничной торговли, качество торгового обслуживания покупателей и рыночное положение предприятия, а также сервисного обслуживания как в гарантийный период времени и послегарантийный срок, имидж предприятия, отзывы потребителей.
При этом первые два критерия характеризуют внутреннее конкурентное положение предприятия, а два других - внешнее (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Критерии конкурентоспособности розничного торгового предприятия
Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды относятся: политика, экономика, уровень жизни населения. К факторам внутренней среды относятся: поставщики, покупатели, собственники, месторасположение предприятия, персонал, товародвижение. Бизнес - среды, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, характеризующих на рынке конкурентное преимущество субъекта в отличие от других фирм конкурентов.
Показатели, влияющие на конкурентоспособность, сгруппированы автором в блоки, позволяющие оценивать локальные потенциалы предприятия и его конкурентные преимущества. Так, 1 блок - характеризует эффективность экономического потенциала предприятия; 2 блок - позволяет оценить финансовый потенциал экономического субъекта;
показатели 3 блока характеризуют уровень торгового обслуживания покупателей выбранного сегмента, т.е. его организационный потенциал; показатели 4 блока - определяют позиции торгового предприятия относительно важнейших конкурентов, т.е. оценивают его управленческий потенциал [24, стр. 17].
На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, выявляющие причинно-следственные связи и степень влияния, как на локальный потенциал, так и на эффективность деятельности предприятия в целом.
Кротков А. М., Еленева Ю. Я. выделяют три уровня обеспечения конкурентоспособности предприятия :
оперативный уровень;
-тактический уровень;
стратегический уровень. [20, стр. 40]
На каждом из этих уровней обеспечения конкурентоспособности предприятия ими выделяются соответствующие критерии:
1) на оперативном уровне критерием конкурентоспособности предприятия является показатель конкурентоспособности продукции;
) тактический уровень представлен таким критерием конкурентоспособности предприятия, как комплексный показатель состояния предприятия;
) критерием конкурентоспособности предприятия на стратегическом уровне является рост стоимости предприятия.
Кроме этого, существуют ключевые характеристики состояния предприятия, влияющие на его конкурентоспособность:
Первые две характеристики относятся к оперативному уровню управления конкурентоспособностью предприятия. Третья, четвертая и пятая характеристики состояния предприятия определяют тактический уровень управления. Последние две характеристики, составляют стратегический уровень управления конкурентоспособностью. Который ориентирован на долгосрочный период вмени, формирующий краткосрочные, среднесрочные, и долгосрочные цели предприятия.
Еще статьи по экономике
Кластеры и их роль в экономике Республики Казахстан
Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа
взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и
специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследова ...
Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ИП Кавецкий А.Ф. на рынке г. Благовещенска
В настоящее время в условиях наступившего криза в
нашей стране, на потребительском рынке, обострилась конкурентная борьба между
предприятиями. На рынке происходит борьба фирм за покупате ...
Статистическое изучение товарооборота предприятия на материалах ООО Северпромстрой
В рыночной экономике (на любом этапе ее формирования) торговля является
составным элементом хозяйственного механизма. В ходе торгового процесса
складываются определенные пропорции спроса ...