Определение понятия монополии и олигополии, признаки и классификации
. Государственные лицензии или привилегии.
На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором. Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:
1) На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего.
Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.
) Невозможно определить кривую спроса для монополиста, так как для оного и того же количества товара можно определить две и более цены. ( И наоборот две и более цены могут ставиться в соответствие одному и тому же выпуску). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как фирма сама назначает цены.
Монопольная цена
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Монополии, используя свое монополистическое положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены, которая называется монопольной ценой, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.
Монопольная цена складывается из следующих составляющих:
1. средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;
. обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;
. монопольная сверхприбыль от использования монопольного положения.
Следует учитывать также и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Обобщение базовой модели монополии
Базисная модель монополии включает в себя два важных явления. Первое состоит в том, что мы рассматриваем такое поведение (ценовую дискриминацию), при котором монополии, обладающие властью на рынке, назначают различные цены для разных категорий покупателей. Второе заключается в том, что мы рассматриваем рынки, на которых единственная доминантная фирма делит рынок с большим числом конкурентов-ценополучателей.
1. Ценовая дискриминация.
Монополист не всегда продает все единицы продукта по одной цене. В некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.
Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.
Еще статьи по экономике
Инвестиционная политика предприятия (на материалах ОАО Автоагрегат)
Изучение вопросов и задач инвестирования всегда
находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что
инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной дея ...
Изучение состояния антимонопольного регулирования в нефтепереработке в России
монополизация
нефтепереработка антимонопольный конкурентный
Успешное антимонопольное регулирование является одним из основных условий
становления эффективной и современной экономики стран ...
Статистическое изучение рынка услуг по туризму
Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений,
обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора
реструктуризации экономики в постиндустриа ...