Издержки и цена
В теории издержек производства имеются различные их трактовки в зависимости от того, анализируется ли их материальная или стоимостная форма. Поэтому для более глубокого теоретического осмысления концепции издержек производства остановимся на этих двух моментах.
Если придерживаться трактовки издержек производства в их стоимостном выражении, то появляется заколдованный круг. Причем наиболее рельефно это проявляется на уровне обособленного предпринимателя (товаропроизводителя). В частности, цены на сырье, материалы, машины, оборудование, рабочую силу (заработная плата) определяют цену выпускаемой продукции. Продукция, имея самое различное функциональное назначение, тем не менее, в конечном счете, прямо или косвенно проявляет себя в том или ином факторе производства, цена которого предопределяет издержки последнего. Поэтому вопрос об объяснении происхождения издержек на основе их стоимостной, или денежной трактовки остается открытым. Получается, что цены определяют издержки, тогда как издержки формируют цену.
В противоположность издержкам производства (в смысле денежных затрат) используется еще и понятие «реальные издержки» для обозначения трудности производства, включая «воздержание» или «ожидание», обеспечивающее накопление капитала. Поэтому можно заключить, что реальные издержки состоят из двух основных элементов: затраченного на производство данного товара труда («жертвы» работника) и необходимого «воздержания» предпринимателя от потребления имеющегося у него капитала. Поэтому с точки зрения общества реальные издержки производства предоставляют возможность объяснить содержание цен.
Можно сказать, что имеет место «жертва» со стороны и работника, и предпринимателя. Жертва первого заключается в затратах усилий по выпуску продукции, второго - в откладывании вознаграждения за вложенный капитал. В данном случае (в отличие от трудовой теории стоимости, где все определяется количеством и качеством затраченного труда), ставится под сомнение возможность использования капитала как природного, или «вольного» блага, не требующего какого-либо возмещения. Иногда таким элементом жертв считают риск. Однако возникает проблема суммирования двух разнородных факторов: труда и воздержания. Ведь в данном случае капитал не рассматривается как труд, овеществленный в средствах производства, т.е. как постоянный капитал в трудовой теории стоимости.
Возможность соизмеримости разнородных издержек «труда» и «воздержания» нашла свое воплощение в субъективной их оценке каждым агентом производства. При субъективном подходе к категории издержек «труд» и «воздержание» можно свести к единому родовому понятию - «неудобства», которые испытывают и рабочие, и предприниматели. Сходство заключается в том, что и тем и другим приходится преодолевать свои желания. Рабочий борется с нежеланием работать, с потребностью в отдыхе; предприниматель борется с желанием потребить все имеющиеся ценности и с нежеланием вкладывать их на продолжительный срок в предприятие. Иначе говоря, рабочий жертвует своим досугом, предприниматель - немедленным потреблением капитала, а сумма жертв работника и предпринимателя составляет издержки производства товара.
С целью преодоления подобного рода сопротивления со стороны и работника, и предпринимателя необходима известная компенсация, заключающаяся в вознаграждении в форме присвоения заработной платы и прибыли. В конечном счете между положительными и отрицательными эффектами производства возникает равновесие. Речь идет об установлении уже единой субъективной оценки как различных видов издержек, так и полезности различных продуктов. Поэтому в данном случае просматривается объяснение издержек производства с помощью полезности. Однако с точки зрения анализа общественного производства и рынка субъективные переживания, которые применимы к изолированному обособленному производству и связаны с процессом труда и воздержанием, мало кого интересуют. Когда же продукт попадает на рынок и становится товаром, то он уже выступает как неделимая субстанция субъективных переживаний, которой владеет и распоряжается предприниматель. Субъективные переживания создателей товара отодвигаются на задний план, на рынке сталкиваются интересы продавцов и покупателей. В данном случае возникает проблема соизмерения не субъективных переживаний, которые, можно сказать, остались в прошлом, а предлагаемых к обмену вполне конкретных благ.
Еще статьи по экономике
Экономическая эффективность организационно-технического мероприятия по повышению дебита скважин
Повышение дебитов скважин - основная задача, которую
постоянно решают специалисты на разрабатываемых месторождениях. Для этого
используют различные мероприятия по воздействию на пласт и ...
Статистическое изучение рынка услуг по туризму
Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений,
обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора
реструктуризации экономики в постиндустриа ...
Экономическая политика как способ реализации экономических целей
Чтобы рассматривать тему данного реферата - «Экономическая
политика как способ реализации экономических целей» следует начать с
определения понятия «экономическая политика» в целом. Хоче ...