Экономические теории и модели потребительского выбора
Модель поведения потребителя
Обычно деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.
Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель, представленная на рисунке 2.
Рисунок 2. Простая модель покупательского поведения
В ней показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в "черный ящик" сознания покупателя и вызывают определенные отклики (предпочтет либо не предпочтет товар).
На таблице 1 эта же модель представлена в развернутом виде. В левом прямоугольнике - побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через "черный ящик" сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Таблица 1. Развернутая модель покупательского поведения
Побудительные факторы маркетинга |
Прочие раздражители |
«Черный ящик» сознания покупателя |
Ответные реакции покупателя | |
· Товар · Цена · Методы распространения · Стимулирование сбыта |
· Экономические · Научно-технические · Политические · Культурные |
Характеристики покупателя |
Процесс принятия решения покупателя |
· Выбор товара · Выбор марки · Выбор дилера · Выбор времени покупки · Выбор объекта покупки |
Задача деятеля рынка - понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам "черный ящик" состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть-процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.
Еще статьи по экономике
Оценка рыночной стоимости 100% акций ЗАО АЛИКОМ
Общие сведения
Оценка предприятий (бизнеса) в современных условиях развития рыночных
отношений становится все более необходимым и часто применяемым инструментом
регулирования рынка.
...
Роль научного потенциала в развитии национальной экономки
Актуальность
темы исследования определяется чрезвычайно важным
значением науки и научно-технической деятельности в развитии национальной
экономики. В современных условиях наука является ...
Управление и методы оценки денежных потоков
Денежные
средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных
средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей
предпринимательской ...