Психология предпринимательства
Предприниматель - это комплекс качеств, обеспечивающих способность достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной и иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты.
Если занимать данную более демократичную (по сравнению с позицией психологической элитности предпринимательской деятельности) позицию, то правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции сравнима и фигура интрапренера - человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.
Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. У молодых российских предпринимателей самостоятельность и автономность выражен особенно ярко. Правда, высокие показатели самостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.
Российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявления индивидуализма.
Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опасаются новизны, потому что их основная цель - сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.
С позиций инновационного менеджмента предприниматель - преобразующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента.
Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе.
Еще статьи по экономике
Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ИП Кавецкий А.Ф. на рынке г. Благовещенска
В настоящее время в условиях наступившего криза в
нашей стране, на потребительском рынке, обострилась конкурентная борьба между
предприятиями. На рынке происходит борьба фирм за покупате ...
Сущность и особенности проявления кризиса планово-распределительной системы (на примере СССР)
Возникновение в России в начале ХХ века социалистического строя принесло
с собой переход на планово-распределительную систему управления экономикой.
Просуществовав 60 лет, эта система из ...
Совершенствование оценки эффективности инвестиций
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до
2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта
энерго-сырьевых ресурсов, вследствие ...