Деньги: психологический аспект
Система взглядов на деньги может меняться и по мере накопления жизненного опыта, когда индивид постепенно познает, что далеко не все блага и стимулы в жизни связаны с оплатой (например, симпатия, любовь, самореализация личности), его интерес к деньгам относительно сокращается.
Существует еще один, весьма тонкий аспект в восприятии ценности бумаг. Он связан с их графической формой и дизайном. Выбор вариантов орнамента, портретов, цветовой гаммы, как правило, определяется соображениями эстетической привлекательности, а также общественно-политическими мотивами. К сожалению, далеко не в каждой стране сознательно закладывается психологический компонент, связанный с восприятием населением денежного дизайна. Правительство не всегда учитывает, что внешний вид купюры - достаточно сильное средство воздействия на подсознание нации. Лишь небольшая часть людей (в основном, обладающих профессиональной подготовкой в области изобразительного искусства) осознанно воспринимает вариант оформления. Основная часть населения, не обращая внимания на дизайн, принимает его лишь подсознанием. В этой ситуации начинают действовать законы, выражающие воздействие на человека своего рода импульсов, вызывающих неосознанную реакцию. В итоге населению приятнее видеть одни купюры, в то время как другие могут вызывать внутренний протест.
Замечено, что более мелкая (по номиналу), но хорошо оформленная купюра успешнее повышает свой шанс в оценке ее человеком по сравнению с другой, но имеющий серый облик.
Важной психологической характеристикой является отношение людей к факту сокращения имеющихся у них денег. В целом этот процесс сопряжен с падением экономических стимулов в жизни и, следовательно, с уменьшением круга потребностей. Однако у разных групп людей реакция на отток денег из их рук в другие (на законной основе) может быть различной. Она зависит от целого ряда обстоятельств. Например, от типа личности. Для скупых по своему характеру людей уход денежных средств рождает негативную реакцию, похожую на состояние, получаемое человеком во время уплаты штрафа. Для людей же другого склада (особенно со склонностью к мотовству) потеря денег не связана с особым сожалением, не является сильно действующим тормозящим фактором их деятельности, немалое значение имеет способ зарабатывания денег. Расставание с легко зарабатываемыми суммами, полученными в наследство или в связи с неожиданными обстоятельствами, психологически происходит сравнительно легче и проще.
На психологическое восприятие оттока денег влияет также характер окружающей обстановки. Например, в условиях отпуска, рождественских и новогодних праздников, на различного рода торжественных мероприятиях с деньгами расстаются заметно проще, чем это обычно принято. Реакция в отношении денег зависит от того, в каком ролевом положении находится тот или иной человек. Так, приглашение других людей к себе в гости, раздача подарков приводит человека в состояние, при котором теряется традиционное отношение к ценности денег. Расставание с доходами происходит относительно просто.
Эмоции в связи с уходящими из рук деньгами зависят и от их внешней формы. Согласно наблюдениям, металлические деньги, как правило, ценятся ниже бумажных купюр. Замечено, что случайное повреждение ассигнации вызывает у ее владельца чувство досады. Потеря или отдача кому-то равноценной суммы денег в металлической форме негативных эмоций обычно не рождает. Отчасти такая реакция человека объясняется заложенной в подсознании условной реакцией: металлические деньги ассоциируются с мелкими суммами, бумажные - с крупными.
Оценка металлических денег в немалой степени зависит и от состояния инфляции в стране. Рост цен еще более подрывает доверие к денежному металлу. Россиянам хорошо знакома эта ситуация: даже относительно крупные монеты (50 руб.) часто избегали принимать обслуживающие их продавцы на рынках. Самим же покупателям, наоборот, гораздо приятнее расплачиваться именно металлической монетой. Чувство убытка для своего кошелька при этом у них явно ниже. Подсознательно человек на более высоком уровне оценивает денежную купюру с высокой нарицательной стоимостью. Ему психологически легче расплатиться (т.е. отдать из своих рук) деньги в форме совокупности мелких денежных знаков, нежели сделать то же самое с помощью «дорогой» купюры, обозначающей ту же сумму.
Еще статьи по экономике
Сущность и особенности проявления кризиса планово-распределительной системы (на примере СССР)
Возникновение в России в начале ХХ века социалистического строя принесло
с собой переход на планово-распределительную систему управления экономикой.
Просуществовав 60 лет, эта система из ...
Методология статистического исследования депопуляции населения
В
последние годы в Российской Федерации сформировалась крайне неблагоприятная
демографическая ситуация, одной из основных характеристик которой является
сокращение численности населения ...
Экономические расчёты на предприятии
Планирование и управление экономической деятельностью
предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями
производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, ...