Задачи и система показателей статистики оптового и розничного товарооборота
Статистика оптового товарооборота призвана изучать важный этап движения товаров, начиная от производства и кончая оптовым покупателем. Она характеризует и анализирует образование и распределение товарных ресурсов торговли, товарные связи производства и торговли, внутриторговые товарные связи, степень выполнения планов поставки товаров [1, С. 30-33].
Основными задачами статистики оптового товарооборота являются:
- получение статистической информации о товарообороте оптовой торговли;
анализ выполнения плана товарооборота торговой сети;
анализ динамики оптового товарооборота предприятия;
расчет и анализ товарной структуры оптового товарооборота предприятия;
факторный анализ оптового товарооборота и его прогнозирование на перспективу.
Статистика розничного товарооборота выполняет две функции: дает характеристику розничного товарооборота как основного показателя деятельности торговой отрасли и как показателя товарного потребления. В последнем случае задачи статистики розничного товарооборота смыкаются с задачами статистики уровня жизни населения.
К основным задачам статистического изучения розничного товарооборота относят:
определение объема розничного товарооборота и анализ его структуры;
сводка и обработка данных о розничном товарообороте в группировках по торговым системам и торгующим организациям, в территориальном разрезе и т. д.;
анализ выполнения плана розничного товарооборота;
изучение динамики розничного товарооборота;
характеристика товарной структуры розничного товарооборота;
изучение и моделирование взаимосвязей розничного товарооборота с различными социально-экономическими факторами;
прогнозирование объема розничного товарооборота на перспективу.
Решение задач статистики как оптового, так и розничного товарооборота осуществляется с помощью системы статистических показателей. Рассмотрим основные показатели статистики товарооборота.
В каждом отдельном акте купли-продажи, а, следовательно, и в общем объеме товарооборота можно выделить два компонента: количество проданного товара и цену. Их перемножение дает сумму товарооборота, или денежной выручки (O):
где q - количество единиц проданного товара;
р - цена единицы проданного товара.
На пути своего движения к потребителю товары проходят ряд звеньев, например, из производства поступают на базу, с базы - на другую базу, расположенную в другом районе, затем - в магазин, откуда он будет продан населению. Таким образом, товар может быть продан несколько раз и каждая такая продажа отражается в учете. Следовательно, чем меньше звеньев проходит товарная масса, тем быстрее удовлетворяются потребности населения, тем меньше издержки обращения, т. е. все виды затрат по обслуживанию процесса товарооборота. В этом и заключается экономический смысл показателя звенности товародвижения - оптимальная величина которого равна единице, если между производством и торговлей существует прямая связь и товар, минуя различные торгово-складские звенья, поступает к потребителю.
Коэффициент звенности () может быть выражен целым или дробным числом, так как он отражает среднее число звеньев, которое проходят различные товары, и исчисляется по формуле:
Еще статьи по экономике
Расчет себестоимости продукции
Экономика предприятия - это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых людям материально-вещественных благ. За преде ...
Исследование показателей по труду и заработной плате
оплата труд производительность
Экономия
труда, рациональное использование трудовых ресурсов в торговле имеют большое
значение для развития всей экономики страны и непосредственно самой от ...
Инвестиционная стратегия и исследование инвестиционных проектов
Сегодня главной целью в экономике России является
экономический рост. Но чтобы получить положительный финансовый результат,
необходимы финансовые ресурсы. Вот здесь и приходят на помощь ...