Охарактеризуйте факторы, влияющие на уровень цен на информационные продукты и услуги
Уровень, соотношение и изменение цен на товары зависят от множества факторов, различающихся происхождением, мерой влияния, сферой и временем действия, степенью зависимости от предприятия и др. Некоторые из них действуют только в сферах производства, сбыта, товародвижения, потребления, рекламы либо одновременно в нескольких сферах; отдельные факторы подлежат регулированию предприятием, другие не зависят от него; одни действуют кратковременно, другие - продолжительное время.
Рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на уровень цен. Затраты производства - один из наиболее важных факторов. Конкретная зависимость цен от затрат производства будет различной в условиях разных типов рынка: в условиях монопольного рынка высокий уровень затрат обусловливает высокую (монопольную) цену; в условиях конкурентной среды влияние затрат производства на цену снижается, но возрастает значение снижения затрат для получения прибыли. Затраты производства могут изменяться в результате повышения цен на сырье, комплектующие изделия, энергоносители, тарифов на железнодорожные перевозки, заработной платы, затрат на рекламу и т.п.
На эти изменения предприятия могут реагировать по-разному: переложить повышение затрат производства на потребителя, т.е. повысить цены на продукцию (работы, услуги), что характерно для монополистов; частично компенсировать дополнительные затраты повышением цен или оставлять цены на прежнем уровне, но при этом получать меньшую прибыль, либо искать пути снижения затрат.
Качество продукции (работ, услуг) существенно влияет на уровень цены. Повышение качества товаров (под товаром подразумевается продукт производства или деятельности человека, созданный для удовлетворения каких-либо потребностей через обмен) и производство новых их видов позволяют предприятиям удерживать старые или завоевывать новые рынки сбыта, оставлять на прежнем уровне или повышать цены, увеличивать прибыль. Как правило, повышение качества товара сопровождается дополнительными затратами, связанными с усовершенствованием производства, использованием новых материалов, улучшением качества упаковки и др.
Взаимосвязь качества товара (К), его себестоимости (С) и цены (Ц) иллюстрирует рис. 5.
В зависимости от целей товаропроизводителей (см. подразд. 6.3) повышение качества товара либо не скажется на величине получаемой прибыли, либо обусловит ее повышение или снижение. Повышение цены на товар в связи с повышением его качества должно быть приемлемым для потребителя, в противном случае такой товар не будет пользоваться спросом. Для производителя повышение затрат на производство и сбыт будет экономически оправдано только тогда, когда индекс затрат будет меньше или равен индексу цен, т.е.
Для потребителя повышение цены должно сопровождаться повышением потребительной стоимости товара, причем индекс цены должен быть меньше или равен индексу качества:
Таким образом, повышение качества товара должно приносить экономическую выгоду как производителю, так и потребителю:
В рыночных условиях повышение качества товаров является фактором, полностью зависящим от товаропроизводителя. Его деятельность в этом направлении может быть различной:
разработка инновационной политики;
перевооружение производства;
обновление сортамента и освоение новых видов товаров;
Еще статьи по экономике
Экономические расчёты на предприятии
Планирование и управление экономической деятельностью
предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями
производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, ...
Совершенствование оценки эффективности инвестиций
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до
2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта
энерго-сырьевых ресурсов, вследствие ...
Государственный кредит, его роль и функционирование
Современная кредитная система - это совокупность различных
кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и
осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного ка ...