Экономическая эффективность производства
Дискуссия по проблеме обобщающих измерений экономической эффективности производства началась в 1975 г., продолжалась более 10 лет и оказалась беспрецедентной по масштабам. В конечном счете, на обсуждение было вынесено более 100 обобщающих показателей экономической эффективности производства, по-разному выражавших критерий эффективности: отношение результата к затратам. Подавляющая часть авторов была согласна с тем, что в качестве результата хозяйственной деятельности необходимо учитывать национальный доход на уровне народного хозяйства и сфер производства, чистую продукцию на уровне отрасли и прибыль на уровне объединений и предприятий.
Поскольку же полные затраты народного хозяйства являются суммой полных затрат предприятий, а они представлены валовым общественным продуктом, многие придерживались точки зрения, что именно этот показатель и выражает полные затраты на уровне экономики в целом. Оппоненты, отмечая очевидный дефект показателя валового общественного продукта, выражающийся в многократном учёте в нём предметов труда, считали более точным определением полных затрат в народном хозяйстве показатель конечного продукта. Сейчас, спустя 30 лет, правота сторонников учёта полных затрат в экономике показателем конечного продукта вполне очевидна. Подтверждением этому служит и переход к Системе Национальных Счетов. Для достижения цели нашего исследования непосредственное отношение имеет обобщающий показатель эффективности предприятия , в котором выразителем полных затрат по общему признанию отечественных и зарубежных экономистов является стоимость продукции. За рубежом, кстати, в хозяйственной практике широко используется показатель рентабельности продаж , представляющий собой отношение чистой прибыли к стоимости продукции. Причём из многих показателей рентабельности в научных работах, рассматривающих их информативность и влияние на причинную обусловленность изменения финансового состояния предприятий, обозначена ведущая роль рентабельности продаж .
Таким образом, обобщающий показатель эффективности предприятия является уже принятым в практике показателем рентабельности продаж, в котором прибыль соотносится с полными затратами - стоимостью продукции.
Для придания зависимости чувствительности к инвестиционным затратам и приведения её в более ясный и удобный вид для инвестиционных расчетов соответствующими преобразованиями получаем:
Таким образом, обобщающий показатель эффективности производства является отношением прибыли к стоимости продукции. Он пока не имеет достаточного применения в отечественной хозяйственной практике и не используется в официальной статистике Росстата. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель широко применяется в значении рентабельности продаж, имея при этом обозначение ROS.
В официальных материалах Росстата приводятся данные по показателю рентабельности проданных товаров, продукции, рассчитываемому как отношение между величиной сальдированного финансового результата от проданных товаров, продукции и себестоимостью проданных товаров, продукции (Рп = СФР x 100% / С). В терминологическом плане рентабельность ROS в российских условиях некорректно называть рентабельностью продаж, поскольку это привело бы к совмещению названий разных показателей. Чтобы не дублировать принятое Росстатом название «рентабельность проданных товаров, продукции », подразумевающее отношение прибыли к себестоимости, рассматриваемый показатель далее будем называть рентабельностью выручки или ROS.
Еще статьи по экономике
Планирование общественного производства с учетом структурного сдвига отрасли
Опыт экономически развитых стран показывает, что
рыночное саморегулирование без участия государства приводит к серьезным
деформациям и провалам в социально-экономических процессах. Госуд ...
Статистическое изучение рынка услуг по туризму
Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений,
обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора
реструктуризации экономики в постиндустриа ...
Теоретические основы анализа и оценки экономико-финансового состояния предприятия
Изменения
в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, нестабильность
внешнего окружения, ожесточающаяся конкуренция на внутреннем и зарубежном
рынках объективно требуют пр ...