Сущность и составные части научного потенциала
Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература).
В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. Материальное производство не ставит своей целью приращение знаний, однако такое приращение возможно в процессе производства, и его следует рассматривать как побочный продукт.
В процессе научной деятельности открываются новые знания, на основе которых создаются новая техника, технология, новые формы организации труда.
На практике превращение науки в непосредственную производительную силу означает, прежде всего, что предмет науки становится все более охватывающим различные сферы и явления. Наука предшествует материальному производству, благодаря научным исследованиям возникают новые продукты, которых нет в отрасли производства и даже в природе. Совокупность произведенных в обществе благ все в большей степени определяется уровнем развития и применением в производстве и управлении научных знаний. Изменяется место и роль человека в экономической жизни, возрастает роль человеческого капитала. Управление хозяйственными, политическими и социальными процессами осуществляется на основе четко разработанных научных программ.
Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т.п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектом научных исследований, а развитие искусства и других форм общественного сознания создает благоприятные условия для развития науки, поскольку способствует интеллектуальному творчеству людей.
Развитие науки как процесс накопления знаний уходит своими корнями в глубокую древность. Начальные знания о законах объективного мира были получены еще в рабовладельческих государствах: Греции, Риме, Египте и др. Как правило, эти знания приобретались в процессе практической деятельности в сфере материального производства и носили прикладное значение.
Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, главной производительной силой общества.
В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы: естественные, общественные и технические науки. Однако некоторые отрасли знаний находятся на стыке этих наук, например бионика, техническая эстетика, экономическая география и т.д. Ныне возрастает значение комплексных исследований, затрагивающих целые комплексы различных научных дисциплин. Примером могут служить исследования в области экологии и охраны окружающей среды, охватывающие различные области научных знаний.
По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких как внедрение наукоемких технологий и прогрессивных форм организации труда.
Научный потенциал - это совокупность различного рода резервов (кадровых, материально-технических, информационных и организационных), которые предназначены для решения общегосударственных задач инновационного научно-технического развития.
Внутренняя структура научного потенциала включает в себя такие составляющие, как кадровая, информационная, материально-техническая, финансовая, организационная.
Трудовые (кадровые) ресурсы - относительно самостоятельная подсистема научного потенциала. Именно от совокупности кадров, участвующих в научной деятельности, во многом зависит эффективность его использования. В свою очередь, имеет важное значение структура научных кадров, их квалификация, степень подготовленности, творческие интеллектуальные способности.
Еще статьи по экономике
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...
Статистическое изучение инвестиционной деятельности промышленных предприятий по материалам хозяйственной деятельности ЗАО Сагава
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное
имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную
оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) ин ...
Слияние и поглощения в конкурентной экономике
слияние поглощение
экономика
Актуальность темы слияния и поглощения
компаний являются одним из важнейших механизмов перераспределения собственности
и во многих случаях могут способствова ...