Сущность и составные части научного потенциала
Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература).
В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. Материальное производство не ставит своей целью приращение знаний, однако такое приращение возможно в процессе производства, и его следует рассматривать как побочный продукт.
В процессе научной деятельности открываются новые знания, на основе которых создаются новая техника, технология, новые формы организации труда.
На практике превращение науки в непосредственную производительную силу означает, прежде всего, что предмет науки становится все более охватывающим различные сферы и явления. Наука предшествует материальному производству, благодаря научным исследованиям возникают новые продукты, которых нет в отрасли производства и даже в природе. Совокупность произведенных в обществе благ все в большей степени определяется уровнем развития и применением в производстве и управлении научных знаний. Изменяется место и роль человека в экономической жизни, возрастает роль человеческого капитала. Управление хозяйственными, политическими и социальными процессами осуществляется на основе четко разработанных научных программ.
Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т.п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектом научных исследований, а развитие искусства и других форм общественного сознания создает благоприятные условия для развития науки, поскольку способствует интеллектуальному творчеству людей.
Развитие науки как процесс накопления знаний уходит своими корнями в глубокую древность. Начальные знания о законах объективного мира были получены еще в рабовладельческих государствах: Греции, Риме, Египте и др. Как правило, эти знания приобретались в процессе практической деятельности в сфере материального производства и носили прикладное значение.
Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, главной производительной силой общества.
В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы: естественные, общественные и технические науки. Однако некоторые отрасли знаний находятся на стыке этих наук, например бионика, техническая эстетика, экономическая география и т.д. Ныне возрастает значение комплексных исследований, затрагивающих целые комплексы различных научных дисциплин. Примером могут служить исследования в области экологии и охраны окружающей среды, охватывающие различные области научных знаний.
По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких как внедрение наукоемких технологий и прогрессивных форм организации труда.
Научный потенциал - это совокупность различного рода резервов (кадровых, материально-технических, информационных и организационных), которые предназначены для решения общегосударственных задач инновационного научно-технического развития.
Внутренняя структура научного потенциала включает в себя такие составляющие, как кадровая, информационная, материально-техническая, финансовая, организационная.
Трудовые (кадровые) ресурсы - относительно самостоятельная подсистема научного потенциала. Именно от совокупности кадров, участвующих в научной деятельности, во многом зависит эффективность его использования. В свою очередь, имеет важное значение структура научных кадров, их квалификация, степень подготовленности, творческие интеллектуальные способности.
Еще статьи по экономике
Расчет себестоимости продукции
Экономика предприятия - это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых людям материально-вещественных благ. За преде ...
Экономическая психология
экономическая психология поведение
деньги
Экономическая
психология - это психология субъекта хозяйственных отношений. Закономерности
психического отражения хозяйственных отношений состав ...
Роль научного потенциала в развитии национальной экономки
Актуальность
темы исследования определяется чрезвычайно важным
значением науки и научно-технической деятельности в развитии национальной
экономики. В современных условиях наука является ...