Социально-экономическое значение конкурентоспособности
Рассматривая конкурентоспособность в рыночной экономике, можно сказать, что она неразрывно связана с понятием конкуренции. В зависимости от экономического объекта различают конкурентоспособность отрасли, предприятия, продукции.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности предприятия.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции.
Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов. Она также может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
Рыночная конкуренция - борьба организаций - конкурентов за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на доступных им сегментах рынка.
Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов. В целом конкуренция - одна из главных причин эффективности производства. Она заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства, процесса реализации товаров, работ, а так же оказания услуг потребителям [6, стр. 135].
Согласно Ф.А. Хаек конкуренция - это процесс, посредством которого люди получают и передают знания.
Согласно Р.А. Фатхудинову конкуренция - это процесс управления субъектами своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. [37, стр. 324]
Согласно Г.Л. Азоеву - под конкуренцией понимается соперничество, на каком - либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Согласно М. Портеру конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся в ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Согласно А.В. Васильевой под конкурентоспособностью понимается, способность эффективно осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной борьбы, обеспечивать высокий уровень мотивации персонала и конкурентоспособности продукции. [8, стр. 151].
Согласно Н.Г. Федько конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта, работы, услуги для совершающего реальную покупку потребителя.
В широком смысле под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения.
В словаре дается такое определение конкурентоспособности: «Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность» При проведении анализа, это очень важный показатель. [3, стр. 458]
Многие российские экономисты, учитывая зарубежный опыт, дают свое определение понятию «конкурентоспособность предприятия».
Так, И.В. Липсиц понимает под этим «возможность выиграть соревнования на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей, а также высокого качества выполнения работ, оказания услуг, продажи товаров».
Еще статьи по экономике
Механизм обоснования производственной программы в условиях рынка
Тема курсовой работы «Механизм обоснования производственной
программы в условиях рынка» является особо актуальной.
Актуальность темы вызвана следующими положениями:
производственная ...
Методология статистического исследования депопуляции населения
В
последние годы в Российской Федерации сформировалась крайне неблагоприятная
демографическая ситуация, одной из основных характеристик которой является
сокращение численности населения ...
Статистическая выборка
Статистика - аналитическая наука, которая необходима всем
современным специалистам. Современный специалист не может быть грамотным, если
он не владеет статистической методологией. Статис ...