Социально-экономическое значение конкурентоспособности
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что факторы, влияющие на конкурентоспособность розничных торговых предприятий, находятся в непосредственной взаимосвязи с конкурентной позицией фирмы и занимаемой ей рыночной ниши.
Существуют две стороны конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы), и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности.
Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Она проявляется в снижении издержек производства и повышении качества товара.
В зависимости от уровня экономического потенциала предприятия, возможности его расширения, состояния НИОКР, стадии жизненного цикла изделия на рынке, особенностей технологии в данной отрасли, время существования предприятия на конкретном потребительском рынке, а также состояния экономики в целом выбирается та или иная стратегия повышения конкурентоспособности предприятия или их сочетание.
Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя. Она может быть рассмотрена только в отношении к группам фирм одной отрасли либо фирмам, выпускающим однородные изделия.
Конкурентоспособность может определяться по одному или нескольким параметрам деятельности фирмы [32, стр.143]
В основе обеспечения долговременной конкурентоспособности предприятия лежат постоянные усилия по повышению его эффективности. Эффективность - это целесообразность использования всей совокупности ресурсов, которыми располагает предприятие.
Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность предприятия, руководство должно постоянно осуществлять:
- изучение динамики конкурентного преимущества по ключевым аспектам деятельности на рынке;
исследование рынков потенциальных товаров и выбор новых стратегических зон хозяйствования с целью обеспечения выживаемости предприятия за счет перехода к принципиально новым сферам деятельности, товарам;
становление товарного ассортимента, в наибольшей степени удовлетворяющего индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей;
становление активной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое финансовое положение предприятия;
формирование инвестиционной политики, позволяющей осуществлять деятельность, как в традиционных, так и во вновь осваиваемых сегментах рынка, которое оказывает большое влияние на деятельность любого предприятия;
раннее обнаружение кризисных тенденций, как во внешней среде, так и внутри предприятия [38, стр. 37].
Формирование конкурентной среды на потребительском рынке сопровождается динамическими процессами, в ходе которых выявляется преимущество товаропроизводителей. Важно понять, кому оно отдается в первую очередь и к кому с течением времени переходит, определить его источники и рыночные сегменты наибольшего превосходства. Для оценки конкурентной среды на потребительском рынке разработаны различные методы.
Конкурентоспособность предприятия следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. Чтобы исключить противоречия между показателями в процессе проверки по разным критериям, необходимо разработать систему предпочтительности одних показателей другим. Обычно при этом выбираются глобальный и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности. Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента. Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия. Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.
Еще статьи по экономике
Характерные особенности современных инфляционных процессов
Понятие "инфляция" неотделимо от понятия
"деньги". В современном рыночном хозяйстве жизнь отдельных людей и
человечества в целом в еще большей степени зависит от денег, ч ...
Реструктуризация кредиторской задолженности (по видам) на примере предприятия Салаватнефтеоргсинтез
В переводе с английского «реструктуризация» (restructuring) -
это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura)
означает порядок, расположение, строение. Если ра ...
Эффективное использование основных средств производственного предприятия
На
современном этапе развития нашей страны одним из важнейших факторов развития
экономики, увеличения объемов производства продукции на промышленных
предприятиях является обеспеченность ...