Сущность монополий
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:
· Рыночная структура, в которой одна фирма является производителем и продавцом товара, не имеющего на рынке близкого заменителя (от греч. μονο (mono) - один и πωλέω (poleo) - продаю) [ЭТ Николаева, 561];
· исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству [Райзберг словарь, 234];
· крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей [Борисов Словарь, 405].
Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:
- на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;
- нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;
- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
- наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.
Монополии встречаются на мировом, национальном, региональном и местном уровнях.
Например: Компания De Beers контролирует поставки алмазов на мировой рынок, в электроэнергетике федеральная сетевая компания будет монопольно владеть магистральными линиями электропередач в нашей стране, только одна местная фирма осуществляет водоснабжение города и т.д.
Причины возникновения монополии:
ü Исключительные права, предоставленные правительством. Например: только «Росспиртпром» имеет право производить и продавать спирт.
ü Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс.
Например: алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет патент на свой уникальный голос.
ü Возрастающая отдача от масштаба - случай естественной монополии.
Естественная монополия - это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими средними затратами, чем те, которые сложились бы при существовании двух и более фирм [Серяков эк-ка курс лекций 2005 Есть новее?].
Например: В качестве примера возьмем систему коммунального водоснабжения. Обеспечивающая его компания является монополистом в масштабах города или района. Теоретически возможно провести в квартиры несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте. Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Следовательно, конкуренция приведет к увеличению затрат, а поэтому будет неэффективной.
Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных привилегиях, а на преимуществах в затратах перед более мелкими фирмами.
В условиях совершенной конкуренции доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), поэтому фирма не может влиять на рыночную цену, воспринимает ее как данность, т.е. выступает на рынке как ценополучатель. Совершенно в другой ситуации находится монополист. Он единственный продавец на рынке, обладающий настолько большим объемом производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объем производства, но и назначать цену, соответствующую наибольшей массы прибыли [николаева, с.173].
Еще статьи по экономике
Сущность и особенности проявления кризиса планово-распределительной системы (на примере СССР)
Возникновение в России в начале ХХ века социалистического строя принесло
с собой переход на планово-распределительную систему управления экономикой.
Просуществовав 60 лет, эта система из ...
Расчёт и оценка основных технико-экономических показателей деятельности ООО Алия
Комплексное, успешное развитие экономики нашего, государства, региона и управление отдельно взятым промышленным предприятием предполагает наличие базовых знаний во всех областях экономической науки.
...
Макроэкономические модели открытой экономики. Плавающий обменный курс
Макроэкономика
- это раздел экономической теории, который исследует экономику, как целостную
систему, формирует цели экономической политики и определяет экономические
инструменты, необх ...