Сущность монополий
Как и в условиях совершенной конкуренции оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому если в условиях совершенно конкурентного рынка равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции (P>MR=MC). В условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (P>AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.
Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P>MR=MC<AC
Она характеризует ситуацию, при которой фирма- монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.
Экономическая эффективность монополий.
Считается, что существование монополии (если она не является естественной монополией) снижает экономическую эффективность отрасли. В доказательство этому приводятся следующие аргументы:
. Если действие эффекта масштаба при расширении деятельности фирмы невелико (например, в розничной торговле), то объем производства устанавливается ниже, чем в условиях конкуренции, а цена выше. При этом большая часть доходов потребителей расходуется на покупку товара производителя- монополиста за счет сокращения потребления других товаров.
Эффектом масштаба называют эффект, связанный с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от размеров предприятия - его масштаба. Рассматривается в долгосрочном периоде. Обычно речь идёт о снижении затрат на единицу продукции при укрупнении производства [википедия].
На рис.1 показано, что при монополизации отрасли общий выпуск продукции сокращается, а цена увеличивается. Так, если в условиях совершенной конкуренции оптимальный объем производства устанавливается в точке Qc, при этом MR=MC=Pc, а если отрасль монополизируется, условия равновесия меняются: при равенстве предельных издержек предельному доходу объем производимой продукции становится меньше (Qm), а цена выше (Pm).
. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не так сильно стремится к снижению производственных издержек, улучшению качества продукции. У него также нет стимула для использования более современных технологий. Поэтому монополизированная отрасль медленнее развивается, чем конкурентная.
3. В условиях чистой монополии спрос становится неэластичен по цене, монопольная власть фирмы на рынке возрастает. Если фирма пользуется монопольной властью на рынке, устанавливает высокие цены на продукцию и сокращает выпуск, то тормозится развитие смежных отраслей и, в конечной итоге, экономики в целом.
Эластичность спроса по цене - мера реагирования спроса на товар на каждый процент изменения его цены [Николаева].
. Монополия может сама препятствовать вхождению новых фирм в отрасль, используя рычаги нечестной конкуренции, т.е. силовое давление, сговор с деловыми партнерами с целью не допустить на рынок новую фирму-конкурента.
Еще статьи по экономике
Технико-экономическое обоснование производственного участка по выпуску шестерен
Целью данной курсовой работы является технико-экономическое обоснование
производственного участка по выпуску шестерен.
Объектом исследования курсовой работы является
производственно-э ...
Экономическая эффективность организационно-технического мероприятия по повышению дебита скважин
Повышение дебитов скважин - основная задача, которую
постоянно решают специалисты на разрабатываемых месторождениях. Для этого
используют различные мероприятия по воздействию на пласт и ...
Характерные особенности современных инфляционных процессов
Понятие "инфляция" неотделимо от понятия
"деньги". В современном рыночном хозяйстве жизнь отдельных людей и
человечества в целом в еще большей степени зависит от денег, ч ...