Особенности антимонопольной политики в России
· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
· транспортировка газа по трубопроводам;
· железнодорожные перевозки;
· услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
· услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
· услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается в том, что цены внутреннего рынка занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены, равные мировым. Поэтому государством устанавливается потолок цен, выше которого естественным монополиям не разрешено поднимать цены, а также выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
Однако оставляет желать лучшего практика антимонопольного регулирования. Очень невелики и штрафные санкции, применяемые к фирмам-нарушителям. В результате российским фирмам сегодня проще заплатить штраф, нежели соблюдать закон.
По данным ФАС, за 2007 год было возбуждено 1331 дело по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти. К сожалению, считают в ФАС, в России до сих пор сохраняется явное пренебрежение органов власти к антимонопольному законодательству как регулятору рыночных отношений. Это выражается и в значительном количестве дел, инициированных ФАС против органов власти, и в более чем солидном объеме повторных нарушений антимонопольного законодательства теми же властными структурами. В 2007 году последние составили 22% от общего количества выявленных нарушений. Антимонопольная служба даже ввела в ранг важнейших задач реализацию специальной программы "Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления", рассчитанной на 2008-2010 годы [РГ 18 ноября 2008г].
Наша антимонопольная служба, по оценкам правительственных экспертов, страдает от перегруженности заявлениями и делами, лишь косвенно связанными с защитой конкуренции. Дело в том, что существующее законодательство, по сути, не проводит различий между неправомерным отказом, например, в подключении частного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды и неопределенного круга потребителей. Чтобы преодолеть этот недостаток, Минэкономразвития совместно с ФАС разработали программу, в которой предлагается четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые прямо ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Они наносят вред конкурентной среде отдельного рынка (или нескольких рынков) и затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих на них хозяйственную деятельность.
Ко второй категории правонарушений антимонопольного законодательства относятся нарушения, не влекущие общественно опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Сейчас они составляют существенную часть нагрузки ФАС - больше половины всех рассматриваемых ею дел.
Например: Срыв сроков подключения к электрическим сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.
С разделением всех правонарушений на две категории связана, пожалуй, самая громкая законодательная инициатива ФАС, которая сейчас близка к воплощению в жизнь. Речь идет о законопроекте, уже внесенном Правительством в Госдуму, который предполагает уголовную ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, прямо ограничивающие конкуренцию. Проект новой редакции ст. 178 УК РФ предусматривает лишение свободы до 3 лет за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Они могут выражаться, в частности, в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок. Предприниматели и должностные лица, виновные в подобных грехах, рискуют попасть в места не столь отдаленные на срок до 3 лет, если они нанесли крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлекли личный доход в крупном размере. Заметим, что пороговое значение крупного ущерба или дохода высоким не назовешь - 1 млн руб. (особо крупный до 3 млн руб., а срок соответственно 7 лет) [статья 2009 ЭЖ].
Еще статьи по экономике
Рынок земельных ресурсов и земельная рента
Рыночная система - сложное образование, поэтому существует несколько
критериев разграничения ее структурных элементов.
Наиболее часто для классификации рыночных структур применяется кр ...
Экономическая политика как способ реализации экономических целей
Чтобы рассматривать тему данного реферата - «Экономическая
политика как способ реализации экономических целей» следует начать с
определения понятия «экономическая политика» в целом. Хоче ...
Реструктуризация кредиторской задолженности (по видам) на примере предприятия Салаватнефтеоргсинтез
В переводе с английского «реструктуризация» (restructuring) -
это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura)
означает порядок, расположение, строение. Если ра ...