Современные тенденции и направления распределения и использования прибыли на предприятиях хлебопекарной отрасли в России
Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой промышленности, уровень развития которой самым непосредственным образом затрагивает жизнь всего населения.
Производство хлеба - важная составляющая в общем объеме выпуска продукции пищевой промышленности в России.
С переходом на рыночные отношения в хлебопекарной отрасли произошли радикальные перемены, связанные с изменением форм собственности в результате приватизации. Предприятия, в большинстве своем, сменили государственную форму собственности на частную (рисунок 1).
Форма собственности |
Удельный вес предприятий отрасли в зависимости от формы собственности, % |
частная собственность |
44 |
смешанная российская собственность с долей собственности субъектов РФ |
12 |
собственность потребительской кооперации |
44 |
Рисунок 1 - Структура хлебопекарной промышленности России в 2009 г. существовала в разрезе форм собственности
Рассмотрим на графике структуру хлебопекарной промышленности в России, существовавшую в 2009 г. (рисунок 2).
Рисунок 2 - Структура предприятий хлебопекарной отрасли в зависимости от формы собственности за 2009 год
Базовыми предприятиями хлебопекарной промышленности, определяющими общие тенденции развития производства хлеба и хлебобулочных изделий в России, являются крупные и средние хлебопекарные предприятия, на долю производства, которых приходится более 92% общего объема выпуска продукции в стране. Вместе с тем, малые предприятия хлебопекарной отрасли заняли на рынке свою определенную нишу в обеспечении населения отдаленных районов в сельской местности и микрорайонов в крупных городах свежей продукцией разнообразного ассортимента. На сегодняшний день по данным областного комитета статистики «малый хлеб» составляет около 8% от общего выпуска хлеба в России.
По количеству предприятий, объему производства и значимости выпускаемой продукции хлебопекарная отрасль является одной из самых ключевых в пищевой промышленности нашей страны. В настоящее время в России насчитывается около 1500 хлебозаводов и свыше 5000 мелких предприятий, ежегодно производящих более 16 млн тонн продукции.
Отличительной чертой российского хлебного рынка является обострение конкуренции: происходит укрупнение хлебных производств и смена собственников, приходят молодые энергичные менеджеры с современными взглядами на ведение бизнеса, усиливается интерес иностранных пекарей к российскому рынку хлеба в России.
На долю крупных предприятий приходится 83-87 % хлебного рынка, 13-17 % - на мини-пекарни. В Москве на 20 крупнейших московских хлебозаводов приходится около 85 % рынка, а 300 пекарен занимают порядка 15%. Одна из основных тенденций развития хлебопечения России - сохранение крупных и средних хлебозаводов, сокращение малых пекарен при сохранении мест продажи изделий. Это не значит, что малые пекарни должны уйти с рынка. Но им необходимо найти новые пути производства для расширения производства и изменения качества и внешнего вида.
В работе хлебопекарной отрасли за годы рыночных преобразований произошли большие перемены, в первую очередь, в объемах вырабатываемой продукции. По данным Госкомстата РФ, производство хлебобулочных изделий сократилось с 18,.2 (2008 год) до 8 миллионов тонн (2010 год) (рисунок 3).
Еще статьи по экономике
Особенности потребительского выбора на рынке недвижимости Ярославской области
Выбрав тему «теория потребительского выбора», в первую очередь, хотелось
бы отметить, что рассматривать ее мы будем не только с точки зрения экономики,
так как проблемой выбора занимаютс ...
Экономическая эффективность организационно-технического мероприятия по повышению дебита скважин
Повышение дебитов скважин - основная задача, которую
постоянно решают специалисты на разрабатываемых месторождениях. Для этого
используют различные мероприятия по воздействию на пласт и ...
Экономическая эффективность скотоводства и основные пути ее повышения на примере СХПК Бетюнь Амгинского улуса
Эффективное
принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций АПК. Наука
управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения
способности руков ...