Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли
При осуществлении мер государственной политики в рыбном хозяйстве важно использовать различные меры поддержки структурных экономических изменений на основе обобщения позитивного опыта зарубежных стран (ЕС, Канады, США и др.). Следует подчеркнуть, что в этих странах в конце ХХ века были начаты масштабные государственные и региональные программы отраслевой реструктуризации с существенными объемами финансирования.
Как и в других странах, развитие рыбного хозяйства России в перспективе определяется, прежде всего, емкостью и динамикой потребления производимой продукции, которые, в свою очередь зависят от воздействия множества факторов.
Следствием рыночных преобразований явилось недостаточное насыщение внутреннего рынка России продукцией из морских биоресурсов и снижение потребления рыбопродукции населением страны.
На это повлияло множество факторов, в результате действия которых произошло сокращение объемов добычи биоресурсов.
Аналитические материалы Росстата свидетельствуют о том, что в настоящее время доля рыболовства пока еще не достигла дореформенного показателя: вылов снизился с 7 млн. т в 1991г. до 3,3 млн. т в 2005 г. Снижение добычи связано с уменьшением общих допустимых уловов (ОДУ) на валютоемкие объекты лова.
Другой причиной снижения объемов вылова является и то, что районы промысла значительно сузились, практически не используется добыча рыбы в удаленных океанических районах, т.к. более чем у 65% добывающих судов нормативный срок эксплуатации превышен. Промысловый флот переместился в исключительную экономическую зону (ИЭЗ) России, поэтому сырьевые ресурсы в ней постепенно истощаются и не могут полностью обеспечивать возрастающие потребности государства и населения.
На сокращение поставок морепродуктов на внутренний рынок влияет и система платежей, взимаемых при заходе судов в российские порты. В России суммы портовых сборов сохраняются на более высоком уровне, чем в зарубежных портах, несмотря на их снижение для рыбопромысловых судов на 16,2% с 15.06.2006 г.
Барьером для осуществления постоянных поставок является также современная таможенная политика. При выходе судна за 12-мильные границы для осуществления вылова рыбы и при возврате в порт проводится таможенный досмотр. Рыба, выловленная в ИЭЗ России, обложению таможенными пошлинами не подлежит, но ввоз остатков воды, неизрасходованное топливо становятся объектами обложения. Лишь в 2006 г. Указом Президента была решена проблема пересечения 12-мильной границы рыбодобывающими судами, находящимися на промысле.
Рыбопромышленники считают налог на добавленную стоимость (НДС) одним из негативных факторов, также влияющим на сокращение поставок рыбопродукции на российский берег. С одной стороны, ст.8 Закона «О налоге на добавленную стоимость» освобождает российские рыбопромышленные предприятия от уплаты НДС при условии ввоза на территорию России продукции морского промысла. С другой, в законе не определено понятие «российское рыбопромышленное предприятие», поэтому добывающие предприятия уплачивают НДС в размере 10% в соответствии со ст. 164 п. 2 НК РФ. В то же время поставки из района промысла напрямую в зарубежные страны и импортные поставки рыбной продукции налогом не облагаются. Таким образом, условия хозяйствования, созданные в России для добывающих компаний, сильно различаются в части порядка исчисления НДС при различном направлении поставок.
С целью повышения стоимости улова рыбаки на промысле часто прибегают к сбросам некондиционного прилова, что сокращает рыбные запасы и при недостатке сырья на береговых предприятиях увеличивает спрос.
Еще статьи по экономике
Причины возникновения экономических кризисов и возможные пути выхода
Как известно, современное общество стремится к постоянному
улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый
экономический рост. Однако наблюдения показывают, ...
Оценка эффективности деятельности судостроительного завода в соответствии с имеющимися исходными данными
Исходные данные
На начало расчетного года в постройке находится судно проекта 0893. Порядковый номер судна в серии - 3. Процент его технической готовности - 50%.
Дополнительный проект: 1412
Таблица ...
Расчёт участка механического цеха в условиях серийного производства
Современное машиностроительное предприятие представляет собой сложный производственно-хозяйственный комплекс, в распоряжении которого находятся здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и мате ...