Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли
Все перечисленные факты влияют на то, что на береговую обработку в нашей стране направляется лишь 10% рыбы, выловленной российскими рыбаками. продукции морского промысла.
У перерабатывающих предприятий нет достаточных средств на приобретение сырья, а добывающие предприятия увеличивают стоимость рыбы и морепродукты из-за роста цен на топливо. Причем в себестоимости добывающих судов топливо стало занимать наибольшую долю (до 60%) по сравнению с другими затратами. Рыба-сырец оценивается при оптовых продажах в 20-60 тыс. руб./т в зависимости от вида и качества, а топливный мазут - в 13,2 тыс. руб./т, дизельное топливо - в 20 тыс. руб./т. Таким образом, добыча дешевых пелагических видов рыб стала нерентабельной. В то же время именно пелагические виды наиболее востребованы со стороны отечественного потребителя в виду их низкой стоимости, поэтому уровень российских цен на этот вид сырья превышает мировой. Зарубежные компании при наличии возможности получить прибыль всегда готовы поставлять рыбу и морепродукты, что и происходит в действительности. В этом случае российские организации прибегают к кредитам российских банков для оплаты импортных поставок, а государство компенсирует им часть процентных выплат по кредитам.
Современный внутренний рынок России недостаточно насыщен отечественной продукцией сельского хозяйства и пищевой промышленности. Российский рынок наводнен товарами зарубежных стран, поступающими в страну не под воздействием конкуренции, а потому, что отечественное производство не справляется с запросами покупателей и не может удовлетворить потребности внутреннего рынка.
Внутренний рынок России обеспечивается рыбными товарами по двум направлениям: продажа по конкурсу в Федеральный фонд (госрезерв, Министерство обороны, МВД, районы Крайнего Севера и др.) и свободная реализация через розничную и оптовую торговлю.
Продажа по конкурсу в Федеральный фонд недостаточно развита. Федеральный фонд, как правило, пополняется через систему государственных закупок. Объемы пополнения Фонда высоки, только государственный резерв комплектуется на 90 суток на весь личный состав силовых министерств и ведомств по нормам обеспечения. Это поставки огромных размеров, выполнить которые под силу лишь при организации закупок государством.
Поставку рыбных товаров на внутренний рынок страны в 2005 г. осуществляли свыше 1 тыс. производителей. Оптово-закупочной и посреднической деятельностью на рынке рыбных товаров занимались более 2 тыс. организаций. Следовательно, в канале товародвижения рыбной продукции на каждого производителя приходилось по два посредника.
Количество промежуточных звеньев в сети товаропроводящих каналов оказывает влияние на формирование конечных цен на продукцию. Так в структуре розничной цены на рыбные товары большая доля принадлежит посредникам. Если принять себестоимость продукции за 100%, то с учетом прибыли при рентабельности в 25% оптовая цена производителя составит 125%. Оптовая цена с НДС, в свою очередь, составит 137,5% (125 х 1,1). А с учетом оптовой сбытовой надбавки в 20% цена определяется на уровне 165% (137,5 х 1,2). При 30% надбавке в розничной сети цена будет составлять 214,5% (165 х 1,3) от себестоимости. Таким образом, рост цены в 2,15 раза напрямую связан с посредническим звеном в канале продвижения готовой продукции к потребителю.
В настоящее время разрыв между спросом и предложением на рыбную продукцию оценивается в 10 млн. т, что составляет 10% общего мирового улова. По прогнозам ФАО (Всемирной продовольственной организации по рыболовству) в XXI веке разрыв между спросом и предложением рыбы будет и далее нарастать. По объему вылова морских биоресурсов в 2004 г. Россия лишь достигла уровня 1959 г. Таким образом, существует возможность создавать условия для повышения объемов добычи рыбы отечественными промысловиками.
Еще статьи по экономике
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...
Инвестиционная политика предприятия (на материалах ОАО Автоагрегат)
Изучение вопросов и задач инвестирования всегда
находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что
инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной дея ...
Показатели эффективности функционирования предприятия ООО Кондитер
На
современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по
выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности
для управляющих всех у ...