Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта
Государственное регулирование регионального развития присуще каждой стране, но в разных формах. При решении проблем, связанных с формированием российской региональной политики, весьма важным представляется изучение зарубежного опыта. Проблемам региональной экономической политики в научных исследованиях уделяется большое внимание, однако общепринятого толкования этого термина до сих пор не существует. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта проведения региональной политики мы выделяем два направления воздействия государства на региональное развитие: осознанную региональную политику и неосознанное влияние государства на региональное развитие. Неосознанное воздействие государства на развитие регионального хозяйства зачастую оказывается масштабнее региональной правительственной политики. Главная причина этого заключается в том, что, хотя большинство осуществляемых государством мер и не преследует каких-либо региональных целей, региональная политика находит своё определённое пространственное выражение. Механизмы воздействия государственной экономической политики на региональное развитие относятся к так называемым «региональным последствиям нерегиональных решений». Примером этого является широко применявшееся с 70-х гг.во всех странах с развитой рыночной экономикой государственное стимулирование развития малого бизнеса. Особое внимание уделялось при этом фирмам, занимающимся разработкой и внедрением высоких технологий. Формально льготы, декларированные для малого бизнеса, были доступны на всей территории страны, но наибольшие возможности получили фирмы, сосредоточившие значительную часть науки, высшего образования, НИОКР, новейших отраслей промышленности. Естественно, что особые возможности развития малого бизнеса при этом получили столичные районы. Таким образом, стремление ускорить развитие малого бизнеса способствовало одновременно и усилению региональных социально-экономических диспропорций. В то же время некоторые меры государства направлены на достижение собственно пространственных целей: ускорение (реже ограничение) развития отдельных районов, ареалов, центров, их переструктуризация, создание экономической и социальной инфраструктуры. В странах с развитой рыночной экономикой региональная политика выступает не как набор отдельных законов и программ, а как целостная система мер, охватывающая всю территорию станы и имеющая стройную организационную структуру. К сожалению, до настоящего времени региональная наука не сумела обобщить результаты многолетних теоретических дискуссий о содержании региональной политики и дать краткое и ёмкое её определение. Обращает на себя внимание подход западных специалистов к понятию региональной политики: «Региональная политика - политика, нацеленная на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах». Однако из этого определения неясен субъект данной политики. В общем, виде цели региональной политики в странах рыночной экономики определяются следующим образом: «Цели региональной политики - сбалансированность, то есть сведение к минимуму тех неравенств, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или сближению в развитии её частей, или групп стран (например, стран - членов Европейского Союза)» . Разница в сущности региональной политики
Советского государства и стран с развитой рыночной экономикой очевидна. В условиях централизованного планирования проблема снижения межрегиональных различий в доходах населения между союзными республиками (до более низких таксономических единиц государственная политика в СССР не доходила) решалась на общесоюзном уровне путём межреспубликанского перераспределения финансовых ресурсов, однако при сильной вертикали власти межрегиональная дифференциация не оказывала существенного влияния на социально-политическую ситуацию в стране.
Поэтому задача «выравнивания уровней социально-экономического развития регионов» носила не столько экономический, сколько политический характер, и относилась лишь к уровню союзных республик, практически не затрагивая многочисленные регионы страны. Ситуация принципиально изменилась после того, как Россия выделилась в самостоятельное государство и начала коренную реформу экономики на основе рыночных отношений. В условиях реформирования произошло резкое сокращение государственной собственности, что сделало невозможным планомерное размещение производительных сил, которое являлось основой советской региональной политики. Основным объектом региональной политики впервые стали субъекты Федерации. Эти и другие особенности современной России вызвали необходимость формирования новых представлений о содержании региональной политики. Общеизвестно, что основной целью региональной экономической политики является достижение равномерного и эффективного распределения хозяйственной деятельности по территории страны и смягчения социальных и экономических диспропорций в развитии страны.
Еще статьи по экономике
Статистическое изучение рынка услуг по туризму
Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений,
обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора
реструктуризации экономики в постиндустриа ...
Оценка стоимости земельного участка
Земля, как объект рыночных отношений, занимает уникальное положение во всей системе предпринимательской деятельности людей и общества в целом. Земельные отношения выражают отношения между органами гос ...
Слияние и поглощения в конкурентной экономике
слияние поглощение
экономика
Актуальность темы слияния и поглощения
компаний являются одним из важнейших механизмов перераспределения собственности
и во многих случаях могут способствова ...