Цикличность экономического развития и его типы, фазы циклов
Рисунок 1 - Экономический цикл его фазы
В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно происходящие фазы - «пик», «спад», «депрессия» и «оживление».
Целесообразно начать объяснение с фазы пика, когда деловая активность достигает временного максимума. В этой точке экономику отличает полная занятость, производство работает на полную или почти полную мощность, а уровень цен имеет тенденцию к повышению.
За пиком следует спад - период сокращения общего объема производства, доходов, занятости и торговли, который продолжается шесть и более месяцев. Такой спад характеризуется массовым снижением деловой активности во многих секторах экономики. Но цены на многие товары в этой фазе не проявляют тенденции к понижению, их уровень падает только в том случае, если спад носит серьезный и затяжной характер, т.е. если возникает депрессия.
Различают два типа кризисов производства: кризис перепроизводства и кризис недопроизводства товаров. Для рыночной экономики наиболее характерен кризис перепроизводства. Он проявляется в следующем:
Во-первых, возникает перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособным спросом на них; в результате масса уже произведенных товаров не находит соответствующего сбыта.
Во-вторых, вследствие превышения предложения товаров над спросом происходит резкое падение цен (например, во время кризиса 1929-1933 гг. цены в США упали почти на 54%, а в Англии - на 58%).
В-третьих, резко сокращается объем производства, и это понятно: если не реализуются уже произведенные товары, то увеличение их производства в условиях падающих цен означало бы только нарастание убытков.
В-четвертых, как следствие, многие предприниматели оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам и терпят крах, что приводит к банкротству.
В-пятых, сокращение объема производства ведет к увеличению числа безработных, снижению жизненного уровня занятых и еще большему снижению спроса.
Экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидуумов и на отдельные секторы экономики. Это особенно заметно в фазе кризиса (спада).
Наиболее острые проявления спада, как правило, практически не затрагивают сферу услуг и те отрасли промышленности, которые выпускают потребительские товары кратковременного пользования. Кто же более всех страдает от спада? Это оказываются те фирмы и отрасли, которые производят инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования. Особенно уязвима строительная промышленность. В тяжелые времена серьезные потрясения испытывают отрасли и рабочие, связанные со строительством жилых домов и коммерческих зданий, тяжелым машиностроением, производством автомобилей и тому подобных товаров. И напротив, в фазе подъема эти отрасли получают максимальные стимулы для развития.
Когда наступает спад и семейный бюджет приходится сокращать, прежде всего рушатся планы на приобретение товаров длительного пользования (бытовая техника, автомобиль и т.д.). Люди не покупают новые модели, а предпочитают ремонтировать старые. По-другому дело обстоит с продовольственными товарами и одеждой, т.е. с товарами кратковременного пользования, т.к. людям нужно есть и одеваться. Уровень и качество потребления товаров кратковременного пользования, конечно, в какой-то мере снизятся, но не настолько, как это происходит с инвестиционными товарами и товарами длительного пользования.
Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое число крупных фирм. Вследствие этого подобные фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы устанавливать уровень цен выше конкурентных, и таким образом увеличивать собственную прибыль. Поэтому когда начинается спад, каждая такая компания стремится понизить уровень своих цен, поскольку это также отразится на общей структуре цен в отрасли. Стремление снизить цены означает, что до начала снижения спроса будет происходить также снижение производства и уровня занятости. Обратную картину мы наблюдаем в отраслях, выпускающих товары кратковременного пользования. Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособны и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать снижению цен, которое диктуется рынком, и падение спроса приводит скорее к понижению уровня цен, чем к сокращению объема производства и занятости.
Еще статьи по экономике
Эффективность деятельности ООО Флюгер
Актуальность
данной работы в том, что с переходом экономики государства РФ на основы
рыночного хозяйства усиливается много аспектные показатели прибыли.
Акционерное, арендное, частное и ...
Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия ООО ЦАПП
В
настоящее время, в период современного мирового экономического кризиса, когда
наблюдается спад промышленного производства и значительно сокращаются
инвестиции в него, повышается самос ...
Бережливое производство России
Бережли́вое
произво́дство
в России - концепция менеджмента, созданная и основанная на неуклонном
стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагае ...