Цикличность экономического развития и его типы, фазы циклов
Рисунок 1 - Экономический цикл его фазы
В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно происходящие фазы - «пик», «спад», «депрессия» и «оживление».
Целесообразно начать объяснение с фазы пика, когда деловая активность достигает временного максимума. В этой точке экономику отличает полная занятость, производство работает на полную или почти полную мощность, а уровень цен имеет тенденцию к повышению.
За пиком следует спад - период сокращения общего объема производства, доходов, занятости и торговли, который продолжается шесть и более месяцев. Такой спад характеризуется массовым снижением деловой активности во многих секторах экономики. Но цены на многие товары в этой фазе не проявляют тенденции к понижению, их уровень падает только в том случае, если спад носит серьезный и затяжной характер, т.е. если возникает депрессия.
Различают два типа кризисов производства: кризис перепроизводства и кризис недопроизводства товаров. Для рыночной экономики наиболее характерен кризис перепроизводства. Он проявляется в следующем:
Во-первых, возникает перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособным спросом на них; в результате масса уже произведенных товаров не находит соответствующего сбыта.
Во-вторых, вследствие превышения предложения товаров над спросом происходит резкое падение цен (например, во время кризиса 1929-1933 гг. цены в США упали почти на 54%, а в Англии - на 58%).
В-третьих, резко сокращается объем производства, и это понятно: если не реализуются уже произведенные товары, то увеличение их производства в условиях падающих цен означало бы только нарастание убытков.
В-четвертых, как следствие, многие предприниматели оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам и терпят крах, что приводит к банкротству.
В-пятых, сокращение объема производства ведет к увеличению числа безработных, снижению жизненного уровня занятых и еще большему снижению спроса.
Экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидуумов и на отдельные секторы экономики. Это особенно заметно в фазе кризиса (спада).
Наиболее острые проявления спада, как правило, практически не затрагивают сферу услуг и те отрасли промышленности, которые выпускают потребительские товары кратковременного пользования. Кто же более всех страдает от спада? Это оказываются те фирмы и отрасли, которые производят инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования. Особенно уязвима строительная промышленность. В тяжелые времена серьезные потрясения испытывают отрасли и рабочие, связанные со строительством жилых домов и коммерческих зданий, тяжелым машиностроением, производством автомобилей и тому подобных товаров. И напротив, в фазе подъема эти отрасли получают максимальные стимулы для развития.
Когда наступает спад и семейный бюджет приходится сокращать, прежде всего рушатся планы на приобретение товаров длительного пользования (бытовая техника, автомобиль и т.д.). Люди не покупают новые модели, а предпочитают ремонтировать старые. По-другому дело обстоит с продовольственными товарами и одеждой, т.е. с товарами кратковременного пользования, т.к. людям нужно есть и одеваться. Уровень и качество потребления товаров кратковременного пользования, конечно, в какой-то мере снизятся, но не настолько, как это происходит с инвестиционными товарами и товарами длительного пользования.
Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое число крупных фирм. Вследствие этого подобные фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы устанавливать уровень цен выше конкурентных, и таким образом увеличивать собственную прибыль. Поэтому когда начинается спад, каждая такая компания стремится понизить уровень своих цен, поскольку это также отразится на общей структуре цен в отрасли. Стремление снизить цены означает, что до начала снижения спроса будет происходить также снижение производства и уровня занятости. Обратную картину мы наблюдаем в отраслях, выпускающих товары кратковременного пользования. Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособны и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать снижению цен, которое диктуется рынком, и падение спроса приводит скорее к понижению уровня цен, чем к сокращению объема производства и занятости.
Еще статьи по экономике
Эффективность использования оборотных активов предприятия (на примере ООО Миурит+)
В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в
реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая
ответственность за результаты хозяйственной деятельнос ...
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...
Оценка стоимости земельного участка
Земля, как объект рыночных отношений, занимает уникальное положение во всей системе предпринимательской деятельности людей и общества в целом. Земельные отношения выражают отношения между органами гос ...