Инновации в России
Вот суть альтернативной энергетики. Она на самом деле не альтернативная. У нас нет ни какого выбора другого, кроме как ее развивать. Мы никаким другим способом и никаким другим образом не сможем обеспечить себя энергией, у нас ресурсы заканчиваются, нефть заканчивается. Нефть нам нужна для других целей. Она не нужна нам в виде горячего воздуха и выхлопов в атмосферу, она нам нужна в виде продукции. Значит, мы каким-то другим способом будем пытаться получить электрическую энергию. Электрическая энергия нам нужна для промышленных предприятий, для быта, для передвижения, для перемещения. Есть прецеденты с водородными автомобилями, к сожалению, пока они получаются дорогими. Но если мы сделаем 30-50 долларов за киловатт установленной мощности, даже 100 долларов за киловатт установленной мощности, нам хватит, по стоимости это будет удовлетворительно, чтобы поставить 25 киловаттный двигатель на автомобиль городского цикла и вполне им пользоваться. Мы уже сократим свое потребление нефти как минимум на 50%. Соответственно, у нас на 50% увеличится срок жизни нашей цивилизации с точки зрения пластиков. Это не значит, что когда нефть закончится, мы будем бегать - извините - по помойкам, пытаться находить старый пластик и делать из него новый. Мы что-нибудь другое придумаем и как-нибудь обязательно выкрутимся из этой ситуации. И эта ситуация будет такова, что альтернативная энергетика будет обычной энергетикой.
Срок службы должен быть 20 тысяч часов. Остается примерно то же самое, что остается от автомобиля: набор деталей, который можно разобрать и утилизировать.
У нас в России никто не занимается водородной энергетикой. Были у «Норильского Никеля», «ОНЭКСИМа» и компании «НИК НЭП» заявления о том, что они будут заниматься водородной энергетикой.
Есть в России единственное место, где занимаются с топливными элементами - это Новосибирский завод химконцентратов, в силу того, что они там разрабатывали еще в советские времена низкотемпературные щелочные топливные элементы для лунной программы и для всяких военных целей, они этим занимаются серьезно. Все остальные попытки носят какой-то спорадический, непонятный совершенно, неструктурированный характер.
В ФГУП «Центр Келдыша» этим занимается. Но в основном он занимается тем, что «НИК НЭП» покупает где-то там импортные комплектующие, а центр Келдыша из них пытается собрать какие-то девайсы. Это опять таки не хай-тек, это простой инжиниринг. Я могу пойти с тем же самым успехом на какой-нибудь радиорынок, отобрать деталей, собрать компьютер. Это не будет означать то, что я делаю компьютеры. Это будет означать, что я умею из деталек собирать какие-то девайсы. Нужно уметь делать сами детальки - это очень важно. Если вы умеете делать процессор - вы умеете делать компьютер, если вы не умеете делать процессор, то вы умеете собирать компьютер, но не делать.
КПД топливного элемента - 80%.
Если по электричеству, воде и теплу считать, то это получается до 90% КПД. В противном случае, тепло рассеивается. По электричеству - 50%. Самые эффективные - это щелочные топливные элементы, у них КПД 55-60% может быть только по электричеству. У всех остальных КПД на уровне 30-40%. По электричеству, не по комбинированному циклу, включая тепло.
Как мы будем запасать водород - непонятно. В автомобильной промышленности принята в настоящий момент концепция, что это будут баллоны под давлением 350 и 700 атмосфер. И мы будем запасать водород в них в газообразном состоянии. Дело в том, что с точки зрения физики и химии нужно затратить огромное количество энергии, чтобы водород закачать в фуллерены или нанотрубки. Согласно закону сохранения энергии, столько же энергии нужно потратить, чтобы оттуда потом этот водород достать. Поэтому, вряд ли. У всех совершенно разные данные по сорбции водорода, одни говорят одно, начинают повторять - получается другое, у третьих - третье, у четвертых - четвертое. На самом деле, эта проблема имеет отношение и к нанотехнологиям, и к фуллеренам, и к углеродным нанотрубкам. Мы пока не умеем получать, у нас нет технологии такой же простой, как кирпичный завод. Вот он выдает эти глиняные прямоугольнички под названием «кирпичи», и мы всегда знаем: сколько кирпичей, какого они качества, с заранее заданными параметрами физическими, механическими, геометрическими, и т. д. Вот той же самой технологии, которая бы позволяла нам получать заранее необходимого размера, длины и качества углеводородные всякие устройства, типа фуллеренов, нанотрубок, в мире нет. И это основная проблема, которую сейчас пытаются решить наука и техника. То есть получение наноустройств, заранее заданного размера, с заранее заданными свойствами в массовом количестве по дешевой цене. Если мы решим эту проблему, мы решим сразу огромное количество проблем.
Еще статьи по экономике
Статистическая выборка
Статистика - аналитическая наука, которая необходима всем
современным специалистам. Современный специалист не может быть грамотным, если
он не владеет статистической методологией. Статис ...
Система управления предприятием в кризисных условиях
На
сегодняшний день кризисные явления в экономике не являются чем-то необычным или
из ряда вон выходящим. Кризис не является больше следствием проявления
локальных управленческих ошибок ...
Расчет себестоимости продукции
Экономика предприятия - это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых людям материально-вещественных благ. За преде ...