Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно проводить систематический анализ внешнего окружения. Для анализа внешней среды компания может использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты [1, cтр. 73].
Факторы внешней и внутренней среды формируют конкурентоспособность предприятия. Проанализировать их можно разными методами.
Факторы внешней среды предприятия складываются из факторов прямого и косвенного воздействия.
Факторы косвенного воздействия предприятия: экономические, политико-правовые, социально-культурные и технологические.
1) Демографические факторы. Согласно данным Амурстата, численность населения в г. Благовещенске на начало 2009 г. составила 220 тыс. чел. С каждым годом численность населения уменьшается, увеличивается количество смертности, уменьшается количество рождаемости, увеличивается отток населения в более благоприятные районы. Большая часть населения - это люди среднего возраста.
2) Экономические факторы. Каждый год увеличиваются цены на товары, это связано, прежде всего, с повышением уровня инфляции, уровень доходов населения падает в том числе и пенсионеров. На данный момент наблюдается нестабильная обстановка на мировом рынке: курс доллара нестабилен. Нестабильная обстановка на мировом рынке может привести к отрицательным последствиям экономики государства, что повлияет и на деятельность предприятия.
) Технологические факторы. Складываются из научно-технических разработок в различных областях деятельности торговых предприятий. Современное качественное оборудование особенно актуально для магазинов розничной торговли - помимо красивого оформления, обеспечивается рациональность выкладки, удобство для осмотра товаров покупателем.
) Политические. Государство принимает активное участие в деятельности юридических и физических лиц. Утверждаются законы и указы, регламентирующие деятельность предприятий на коммерческом рынке. Законодательство является мощной регулирующей силой экономики как предприятия в отдельности, так и страны в целом. Налог, который уплачивает организация за осуществление финансово-хозяйственной деятельности - единый налог на вмененный доход, который имеет тенденцию к снижению за последние три года. Остальные налоги: на пенсионное обеспечение, социальные налоги остаются неизменными три года. Закон о защите прав потребителей, в который недавно были внесены изменения и дополнения, возлагающие дополнительную ответственность на торгующие предприятия.
) Социально-культурные факторы. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества, возможность приобретения населением товаров определённых торговых марок, предпочтений и моды. В последнее время модной тенденцией покупателей является приобретение товаров домашнего обихода высокого качества по оптимальным или даже высоким ценам, а раньше покупатель стремился купить дешевый товар, особо не взирая на качество.
К факторам прямого воздействия относят: поставщики, покупатели, рынок, конкуренты.
1. Рынок - рынок товаров домашнего обихода находится в стадии роста, спрос на реализуемую группу товаров растет, на что влияет увеличение строительства квартир на рынке Благовещенска и появляющиеся новинки в сфере строительства.
. Покупатели - основными покупателями являются физические лица чаще в возрасте от 30 до 50 лет, и строительные компании города.
. Конкуренты - основными конкурентами предприятия являются однотипные розничные торговые предприятия, работающие на рынке г. Благовещенска в данной сфере деятельности, торгующие аналогичными товарами.
Изучение внутренней среды фирмы направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает предприятие для разработки мероприятий по совершенствованию уровня конкурентоспособности, учитывая и его особенности.
Сильные стороны - служат базой, на которую фирма опирается и которую она должна стремиться расширять и укреплять как в настоящий момент времени, так и в будущем периоде.
Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, при определенных условиях слабые стороны могут значительно снизить уровень конкурентоспособности предприятия, которое должно делать всё возможное, чтобы избавиться от них [11, стр. 205].
К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия относят персонал предприятия, структуру управления, качество обслуживания потребителей, программное обеспечение, ритмичность поставок товаров, логистический сервис, торгово - технический процесс, наличие клиентской базы, атмосферу внутри торгового зала, торговую площадь, приемку товара по количеству и качеству, оформление заявок поставщикам, репутация на потребительском рынке.
Еще статьи по экономике
Конкуренция в системе предпринимательства
Сегодня
недостаточно
одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех
рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое
поощряе ...
Оценка эффективности деятельности судостроительного завода в соответствии с имеющимися исходными данными
Исходные данные
На начало расчетного года в постройке находится судно проекта 0893. Порядковый номер судна в серии - 3. Процент его технической готовности - 50%.
Дополнительный проект: 1412
Таблица ...
Исследование экономической эффективности НИР на предприятии по производству сантехники
В настоящее время керамическая промышленность является одной
из ведущих отраслей промышленности строительных материалов.
Наиболее перспективными направлениями в области производства
к ...